Культура формирует конкретные, специфичные для нее сексуальные переживания и поведение, определяет контакты между полами. Наиболее известны следующие комплексы сексуального поведения:
Комплекс Алисы с тране чудес
Он появляется у женщин, живущих в мире мечтаний, фантазий. Их богатое воображение создает сценарий любви, союз, в котором партнеры играют определенную роль. Ориентация на мечты ведет к тому, что такие женщины живут ожиданием встречи с партнером - воплощением их фантазий. Действительность подчиняется желаниям, а реальный партнер - воображаемому. Уровень восприятия партнера зависит от того, насколько он способен играть навязанную ему роль и удовлетворяет фантастические ожидания. В случае расхождения действительности и фантазии появляется разлад в психике: хотя женщина живет в мире реальном, она больше ценит свой скрытый мир поэзии и фантазии.
Комплекс Отелло
Он состоит в патологической ревности своей партнерши. Ревность возникает чаще всего под действием алкоголя. Этот комплекс - скорее, проявление страха перед женщиной, страха быть осмеянным, потерять собственное достоинство.
Комплекс Титании
Женщина в воображении создает образ идеального мужчины, которого она ищет всю жизнь. если она не найдет его, что весьма вероятно при всех высоких требованиях, которые она предъявляет, то тогда вступает в брак с партнером ниже уровня ожиданий. Чем больше образ мужа отходит от воображаемого образа, тем больше он за это наказуем, отвергаем. С возрастом появляется чувство потери смысла жизни, шанса, который должен был реализоваться в замужестве, утраченных иллюзий, в чем обвиняется муж. Мужской идеал формируется под влиянием персонажей из литературы, фильмов. Определенные литературные герои, актеры включаются в сексуальную фантазию, например, во время сексуальных отношений женщина представляет себе другое лицо в качестве партнера. Для комплекса Титании характерны многие скрытые нарцистические черты, бегство от серой повседневности, преувеличение собственной ценности, а то и создание легенд о себе. Примером тому служат рассказы о знакомствах в молодости, которые, "к сожалению", не завершались браком, который был бы более удачным, чем с данным партнером.
Комплекс Рыцаря и Развратника
Суть его в том, что женщина хочет одновременно найти в мужчине и рыцаря, и развратника. Комплекс этот разделен на два разных типа. "Рыцарь" воплощает мужественность, вызывает доверие, чувство безопасности, опоры у чувственной, романтической, обожающей его женщины, чистой и невинной. "Развратник" воплощает стихийность, грубую мужскую силу, имеет буйный темперамент, суперсексуален. Противоречивое представление о мужском образе обусловлено не только воспитанием, но и различием между чертами, приписываемыми роли мужа и роли любовника, что до-вольно часто встречается в европейской культуре.
Комплекс Мессалины
Этот комплекс присущ женщине страстной, чувственной, сексуально возбудимой, предъявляющей повышенные эротические требования к партнеру, меняющей партнеров, оргиастической. Были периоды, когда сексуальные качества женщины ценились высоко. Сегодня также считается привлекательным образ женщины чувственной, ибо, по мнению многих, это самое главное в браке.
Комплекс Золушки
Он отражает пассивную жизненную позицию женщины, ожидание "принца из сказки", который введет ее в мир приключений, красоты и комфорта. Мечты о необыкновенном, красивом мужчине типичны для раннего периода созревания, но у некоторых они сохраняются долго. Таким женщинам свойственно чувство неполноценности, они хотят, чтобы их обожали, замечали, вводили в большой свет. Провоцируют на это сказки, включая сказку о Золушке, а также литература, фильмы, в которых жизнь женщины резко изменялась, преображалась с появлением такого "принца". Пассивная жизненная позиция связана с ожиданием встречи с замечательным, прекрасным человеком. Действительностью, как правило, такие женщины пренебрегают, рассматривают ее как скучную. Активность женщины подобного типа проявляют только в поисках вероятного места встречи со сказочным принцем.
Комплекс Дон Кихота
Определение "странствующий рыцарь" в этом комплексе означает, что данный мужчина проявляет по отношению к женщине иллюзорные ожидания и желания, идеализирует ее, говорит о ней с особым обожанием, возводит ее на алтарь, чувствует себя у ее ног.
Комплекс паники закрывающихся дверей
Проявляется он у женщин после 40 лет и состоит во все возрастающем страхе перед утратой женской привлекательности. Женщина стремится выглядеть моложе. Ее одежда, стиль жизни должны провоцировать обожание со стороны мужчин, младших по возрасту. Она придает большое значение нарядам, сексу. Завязываются романы. Этот комплекс является результатом абсолютизации чисто внешней женской привлекательности, идеала молодости. Проявляется он и тогда, когда женственность связывается только с сексуальной ролью.
Комплекс Леонта
Прообразом послужил король Леонт из "Зимней сказки" Шекспира. Леонт болезненно ревновал жену и даже отказался от отцовства. Этот комплекс состоит в недоверии и ревности к партнерше и как следствие этого в неверии в свое отцовство. Иногда отцовство устанавливается судебным путем, хотя для этого нет ни малейших оснований. Этот комплекс скрывал в себе типичное для европейских мужчин недоверие к женщинам, противоречивое к ним отношение, страх потерять свою позицию и быть осмеянным.
Комплекс кастрации
Характерен для женщин, стремящихся к власти, имеющих мужские черты в психике. Этот комплекс связан с влиянием культур с доминирующей ролью мужчины. Женщины этого типа также наследуют мужской стиль жизни. по отношению к мужчинам проявляется пренебрежение, осмеяние. В сексе требования завышаются так, чтобы партнер не мог их удовлетворить. Комплекс кастрации кроме психической обусловленности (нарушения идентификации с женской ролью, зависть к полу и положению мужчины) удовлетворяет потребность, вытекающую из бунта против мужчин. Этот комплекс встречается все чаше как одно из последствий эмансипации женщин.
Комплекс Ромео и Джульетты
Он вызывается верой в любовь с первого взгляда, стремлением к скорейшему заключению брака. Его происхождение связано с запретом добрачных контактов в старой культуре Европы. Тогда только в браке допускалось сожительство. Потребность эта настолько сильна, что позволяет преодолевать все препятствия, встречающиеся на пути влюбленных. Сейчас этот комплекс редко встречается, так как терпимое отношение к добрачным контактам распространено повсеместно.
Комплекс Мадонны и Блудницы
Он соответствует комплексу Рыцаря и развратника. Заключается в разных и противоречивых оценках, которые мужчины дают женщинам. С одной стороны подчеркивается женственность, верность, добродетель, преданность и дружба. С другой - ценится женственность, чувственная, легкая, доступная, игривая. Одна женщина, одаривающая духовной любовью, выбирается в жены и матери, к другой испытывают вожделение, с ней чаще связывают реализацию сексуальных потребностей. Исследования свидетельствуют о распространении этого комплекса.
Донжуанизм
Это стиль поведения, цель которого - "завоевывать" и обладать женщинами, удовлетворять сексуальные потребности. Увеличение количества любовных связей служит укреплению собственной мужской ценности. Женщина рассматривается как вещь, дичь, которая после охоты на нее становится неинтересной. Этот комплекс в сексологической литературе назван донжуанизмом, или мифом Дон Жуана. Такой стиль поведения выражает примат мужчины, его потребность в доминации, скрытые гомосексуальные черты. В сущности, здесь скрывается страх перед женщиной, отчужденность от ее психического мира.
Комплекс Тистана и Изольды
Этот комплекс соединяет эротизм и беспокойство, связанное с чувством вины. Это значит, что лица, одобряющие запрет добрачного сожительства, нарушив этот запрет, испытывают противоречивые чувства: чувство сексуального удовлетворения и чувство вины. Последнее эмоционально окрашивает состояние психологического напряжения. Когда брак заключен и сожительство становится возможным, тогда отсутствие чувства вины снимает психическое напряжение, и эротизм лишается привлекательности. Исчезает возбуждение, интерес к совместной жизни. Иначе говоря, этот комплекс напоминает "запретный плод".
Рассмотренные нами комплексы еще не являются патологией и не вызывают сексуальных нарушений. Они создают лишь фон для их развития. Подобную роль играют и сексуальные мифы, например миф "о роковой женщине", "эротическом рае", "золотом веке" и т. п. Комплексы в поведении, мифы, формируя определенные установки относительно секса, партнера и т. д., могут создавать условия, вызывающие сексуальную и партнерскую патологию, что случается довольно часто.